По причине пандемии короновируса становятся очень актуальными темы укрепления иммунитета и психосоматики заболеваний легких. Статью о психосоматике иммунитета можно прочесть здесь
По поводу осложнений простуды, и ухудшение болезни через воспаление в легких (бронхит, пневмония) я замечаю следующее (в моих наблюдениях - это 100%): это тема конфликта с отцом, чаще реальным, намного реже - с внешней символической отцовской фигурой (начальником, государством, властью). Когда появляется очень пугающее ощущение - он меня не любит, и он мне угрожает, он желает меня уничтожить. Когда базовая отцовская фигура как сильная, авторитетная и заботливая - демонизируется. Мир буквально выворачивается наизнанку - тот, кто должен меня любить, заботиться, быть на моей стороне, играет против меня и желает меня поглотить или уничтожить.
Легкие во многих школах психосоматики представляются как орган свободы и они заболевают, когда человек ощутил свою очень большую несвободу, критическую вынужденность положения, загнанность в угол.
И здесь критически важно разделить внутреннюю отцовскую фигуру и реальную внешнюю фигуру (даже если это реальный отец). Это совсем не одно и то же.
Отцовская фигура - это часто образ «идеального» или «достаточно хорошего» отца внутри психики. И если реальный отец/начальник далек от совершенства (а это всегда так и у всех, потому что никто не совершенен и мы все - просто люди), то отцовская фигура - это сборный образ из реальных мужчин, которые воспринимались как отец и вызвали много уважения, литературных и исторических персонажей, и архетипических образов. Это всегда позитивный образ. И его важно хранить таким внутри себя, потому что это половина основ внутри нашей психики.
Отцовская фигура - это всегда сильная, авторитетная, надежная, мужская структура внутри психики, которая всегда меня любит, заботится и добра ко мне как Дед Мороз. Она добра по-мужски, она справедлива и структурна, и может быть строга, но так же - из любви, она - за меня. И я чувствую к ней глубокое уважение и готовность нести ответственность, если я в чем-то не прав/а, потому что я знаю, она меня любит и она - за меня. И я готов/а идти за ней и подчиняться ей.
Необходимость подчиняться только тому, кого уважаешь и кому искренне веришь - важная внутренняя потребность. И если реальный отец или начальник нас настолько сильно разочаровали, что мы оказались загнанными в угол и припертыми к стенке - это не то же самое, что внутри нас. Важно понимать - это субьективное внутреннее ощущение, восприятие, и им можно управлять.
Разные воспаления случаются от того, что мы слили нашу внутреннюю отцовскую фигуру и внешнего символического отца. А там, где есть слияние - нет границы, и от этого - нет эмоций. И пока нет эмоций, психика их не может отреагировать, и поэтому возникает необходимость в соматизации - реагировании через болезнь. Мы нуждаемся в том, чтобы отцовская фигура осталась непоколебимой, и если мы ее разграничили с реальным человеком - она таковой и остается.
А реальный человек может иметь недостатки, и мы можем на него злиться, если он повел себя к нам несправедливо, обидно, унижающе, оскорбительно, безответственно.
К реальному человеку можно чувствовать эмоции и проживать их, а значит, давать им уходить. И тогда болезни не остается места в теле. Мы начинаем справляться, обретаем опору внутри себя. Если есть эмоции, появляется возможность защищать себя и бороться с реальной внешней угрозой. Например, найти в себе силы, чтобы оспаривать какой-нибудь штраф или приводить аргументы начальнику, который нарушил наши права, или иметь силы, чтобы разрешить конфликт с реальным отцом.
Как только нам удается разделить реальную и символическую отцовские фигуры, мы перестаем ощущать эту несвободу, мы освобождаемся. Психосоматика легких перестает работать. Незыблемости принципов мироздания внутри нас больше ничего не угрожает, и когда я это ощущаю: весь этот мир - за меня. А с реальными людьми - можно договориться. Это и есть свобода.
Таким образом, для профилактики воспалений и осложнений очень важно доверять мужскому и отцовскому аспекту мира, подкреплять свое базовое ощущение безопасности, разделять внутреннее и внешнее, и укреплять свою веру в возможность себя защитить и свое право себя защищать.
Если Вам необходима психологическая помощь - пожалуйста, обращайтесь. Я консультирую онлайн и в нынешней ситуации беру в онлайн-работу и клиентов из Екатеринбурга тоже.
Ольга Смирнова: психолог, Гештальт-терапевт, коуч
г. Екатеринбург, +7 919 381 9556
Подпишитесь на мои блоги, чтобы оставаться на связи:
Мой канал на Яндекс.Дзен