Сегодня я решила написать о причинах отказов. Иногда ко мне обращаются потенциальные клиенты, и иногда я отказываюсь от работы, и рекомендую специалиста другой квалификации.
На самом деле, любой психолог имеет право откзать любому клиенту без объяснения причин, согласно правилам этики. Потому что психолог тоже человек, и у него могут быть свои личные причины, не имеющие никакого отношения к потенциальному или реальному клиенту. Но так как вопрос есть, и ответ на него не очевиден, а недостаток информации - лучшая почва для проекций, напишу подробно.
- Причина чаще всего такая - я отказываю исключительно потому, что у меня нет квалификации или достаточного опыта для работы с данной темой. Это значит, что я не уверена в своей способности помочь или однозначно знаю, что не смогу помочь именно в такой ситуации.
И для меня это вопрос моей моральной ответственности и моих профессиональных и личных ценностей. Я в профессии для того, чтобы помогать людям. Но всем я помочь не могу, я просто человек и мои силы и время ограничены. Я не могу обладать всеми знаниями и квалификациями в сфере психологической помощи, не могу быть 100% эффективной во всех темах и сферах.
Поэтому я стараюсь помогать тем, кому могу помочь. И очень много делаю для того, чтобы иметь ясность и определённость в этом вопросе для себя.
Поэтому я беру в работу только тех клиентов, с которыми я уверена в том, что смогу помочь, когда я понимаю, что мне хватит опыта, знаний и личной проработанности, чтобы быть эффективной.
Я потратила очень много времени и сил на дополнительное образование, личную терапию и супервизию, долгое самонаблюдение за собой как терапевтом, для того, чтобы точно знать предел своих компетенций, точно знать темы и сферы, в которых я действительно могу способствовать достижению результатов.
И этот процесс длится постоянно, я постоянно делаю усилия в этом направлении.
- Иногда это может быть сильное недоверие и борьба клиента с терапевтом, которые не исчезают в процессе коммуникации и даже длительной работы. Это явление имеет название в психологии - "стойкий негативный перенос". Стойкий негативный перенос в науке считается неблагоприятным прогностическим фактором для продолжения терапии. Терапевтический альянс - доверительная атмосфера и сотрудничество в отношении общей цели работы - является основным условием для эффективности психтерапии, согласно научным исследованиям. Мне кажется целесообразным посоветовать опытного коллегу в такой ситуации, а не тратить время и деньги клиента на борьбу. Если работа уже идет - отношения завершаются постепенно, по всем правилам.
Для меня порекомендовать специалиста другой конкретной квалификации или конкретную клинику, или даже конкретного специалиста (если я знаю такого) - это о той посильной помощи, которую я могу дать. Мне ценно то, что я знаю, где или кто может помочь с той проблемой, в которой я бессильна. Но это всегда выбор самого человека - воспользоваться моей рекомендацией или нет. Я ведь не обязательно права, и я тоже могу ошибаться.
Меня иногда спрашивают почему я не работаю с некоторыми темами или возрастами - причина та же, во всех указанных мной ограничениях требуется другой опыт и образование, отличающиеся от моих. Это значит, что специалисты, компетентные в работе с определёнными с узкими темами существуют, но я не отношу себя к их числу.
Бывают психологи, работающие с зависимостями или клинической симптоматикой, и у них обычно есть какой-то опыт в этой сфере, полученный, например, при работе в клинике, обычно такие специалисты об этом прямо указывают в открытых источниках. У меня такого опыта нет.
- Работа с детьми и подростками требует не только другого образования, но и других личностных и профориентационных характеристик, которыми я не обладаю. С родителями я работаю индивидуально про сложные отношения с детьми или родительское выгорание.
- Работа с возрастными клиентами требует отдельной квалификации и образования, которыми я не обладаю. Но я работаю с взрослыми детьми, имеющими трудности в коммуникации с родителями в возрасте.
- Работа с очень молодыми людьми требует большого опыта работы с семьей и все-таки большого количества дополнительного образования. Пока человек очень молод и не отделился от своей семьи финансово, территориально, и психологически, его симптоматика обычно является симптомом семейной системы, к которой он принадлежит, я не обладаю достаточной квалификацией в этой теме. Возможно, со временем я начну работать с этой возрастной группой. Но я работаю со взрослыми индивидуально в теме их семейных отношений внутри семейной системы и рода.
- Работа с клиническими симптомами и зависимостями - это предмет работы специалистов другой профессии - врачей-психотерапевтов или психиатров либо большой опыт работы в клинике для психологов. У меня нет медицинского образования и нет такого опыта.
- Работа с парами требует отдельной квалификации и наличия ко-терапевта. Я не отношу себя к экспертам в работе с парами, у меня практически нет такого опыта. Возможно, через какое-то время, я начну работать с парами, но не сейчас. При этом, у меня есть довольно много опыта и хорошие результаты в работе с супружескими проблемами в индивидуальной терапии, в том числе, в работе с переживанием разводов. Поэтому, если Вы очень хотите начать со мной работать - мы можем начать работать индивидуально, а с Вашим партнером Вы можете ходить к другому психологу либо к двум разнополым психологам, работающим в порядке ко-терапии (одновременно в одной сессии). Это нормальная практика в парной терапии, и обычно здесь рекомендуется второму супругу тоже проходить индивидуальную терапию отдельно у другого психолога.
Подробно о темах, с которыми я работаю и о моих ограничениях можно прочесть здесь
Ольга Смирнова, психолог, Гештальт-терапевт, расстановщик, Терапевт души.
г. Екатеринбург, WhatsApp или Телеграм +7 919 381 9556